Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 "Дюймовочка"

г.Краснокаменск, Забайкальский край

 

         
Советы музыкального руководителя

 

Детское музыкальное воспитание оказывает самое непосредственное влияние на развитие личности.

Музыкальное воспитание детей

      Еще пару десятилетий назад музыкальное воспитание считалось необходимым, почти каждый ребенок посещал музыкальную школу. Сегодня же большинство родителей, чувствуя себя обязанными помочь своему ребенку овладеть практическими знаниями, нанимают репетиторов по английскому и математике, отдают ребенка в спортивные секции. Это понятно: современная жизнь такова, что искусство вообще и музыка в частности занимают далеко не первое место. Значительно более важной, с точки зрения родителей, является возможность получить профессию, способную в дальнейшем прокормить ребенка и его семью.

       Творческое развитие детей: как было раньше

      Поколения, жившие до нас, относились к творческому развитию детей более серьезно. В дворянских семьях обязательно давали детям музыкальное воспитание, учили пению, игре на инструментах, рисованию, танцам. Позже, когда начали работать музыкальные школы, попасть в них мог не каждый ребенок. Чтобы удостоиться этой чести, следовало сдать вступительный экзамен. По результатам экзамена строгие преподаватели определяли, имеет ли претендент способности к музыке, стоит ли тратить время на его обучение. Родители прикладывали все усилия, чтобы дать детям музыкальное воспитание и образование: это говорило о хорошем вкусе родителей и определяло степень их заботы о детях.

     Творческое развитие детей и развитие личности

     Получая навыки игры на музыкальных инструментах, играя каждый день произведения великих композиторов, ребенок стремится максимально точно передать окружающим те чувства и эмоции, которые испытывал автор. А значит, ребенок привыкает внимательно и бережно относиться к проявлениям человеческих чувств. Впоследствии ребенок, музыкальному воспитанию которого уделялось должное внимание, становится коммуникабельным, умеет понимать собеседника с полуслова, уважать его чувства.

     Значение музыкального воспитания для формирования характера

     Занимаясь детским музыкальным воспитанием, родители делают для своего ребенка огромное по важности дело. Во-первых, ребенок приучается к постоянному труду, усидчивости, учится терпению: ведь овладеть нотной грамотой и стать музыкантом — дело нелегкое. Во-вторых, ежедневное погружение в мир прекрасной классической музыки развивает духовный мир ребенка, делает его богаче. В-третьих, многие дети, получившие музыкальное воспитание, выбирают музыку своей профессией.

     Связь между музыкой и математикой

     Такая связь существует, это доказано наукой. Ребенок, чьим музыкальным воспитанием занимались с раннего детства, чуть позже, примерно в средних классах общеобразовательной школы, начинает удивлять своих родителей блестящими математическими способностями. Это вполне закономерно: именно музыка способствует развитию образного мышления и пространственного воображения, а ведь эти категории необходимы для того, чтобы понять геометрию и алгебру.

     Связь между музыкальным воспитанием и поэзией

      Не стоит удивляться и тому, что воспитанник музыкальной школы, достигнув возраста 14–15 лет, начинает писать стихи, причем глубоко эмоциональные и тонкие. Все это — результат усилий музыкальных педагогов. Играя на инструменте, ребенок постоянно слышал комментарии преподавателя: «В этом месте нужно играть чуть тише, слабее, здесь автор задумывается, грустит. А теперь — громче, отчаяннее, тебя захлестывает обида, гнев!» В результате таких ежедневных упражнений развиваются не только пальцы ребенка — развивается его душа, он учится тонко и глубоко чувствовать, сопереживать, а потом и выражать собственные переживания в стихотворной форме.

    Связь между музыкальным воспитанием и правописанием

    Не удивляйтесь, такая связь существует! Музыкальное воспитание оказывает огромное влияние на развитие грамотности ребенка. Чтобы писать без ошибок, мало вызубрить правила русского языка. Не менее важную роль играет пространственное воображение, за развитие которого отвечает и музыка в том числе. Занимаясь игрой на музыкальных инструментах, дети получают, помимо всего прочего, прекрасную тренировку пальцев. А тренированными, сильными пальцами значительно проще писать первые буквы и цифры в первых тетрадях. Игра на музыкальном инструменте выполняет еще одну важную функцию: развивает и укрепляет координацию слуха и моторики рук. Все это способствует развитию грамотности и выработке красивого почерка.

    Музыка и дисциплина

     Влияние музыкального воспитания на формирование характера ребенка бесспорно. Ребенок, занимающийся, помимо школьных заданий, еще и музыкой, привыкает планировать свое время по минутам, и в результате успевает сделать гораздо больше, чем его сверстники, имеющие больше свободного времени. Чаще всего юный музыкант дорожит своим временем: ведь он знает, как оно быстротечно. Такой ребенок способен вместить в свой обычный день массу занятий: чтение книг, изучение языка, занятия спортом, помощь родителям по дому и т. д. В то же время ребенок, не занятый ничем, кроме школы, после возвращения домой часто не находит себе места, томится от скуки, его дни проходят впустую, не принося ничего полезного и нового ни разуму, ни душе.

    Музыкальное воспитание в детском саду

    Занимаясь музыкальным воспитанием в детском саду, педагоги не только проводят с малышами музыкальные занятия, а еще и учат правильно слушать музыку, определяя на слух музыкальные инструменты, петь несложные песенки под аккомпанемент пианино или баяна, различать темп музыки.

    Как только ребенок достигает возраста 5–6 лет, у него появляется новая потребность: производить шумовые звуки. Конечно, и более младшие дети с удовольствием шумят, но в 5–6 лет к этому желанию прибавляется стремление самостоятельно творить, попробовать сыграть на музыкальных инструментах. Это стремление используют воспитатели в процессе музыкального воспитания детей. Воспитанники старшей и подготовительной группы с удовольствием учатся играть на барабанах, маракасах, издают мелодичные звуки при помощи колокольчиков, бубнов и других нехитрых инструментов.

    Когда стоит заниматься с малышом музыкой?

    Такие занятия практически не ограничиваются возрастом. Ведь всегда можно найти игры, которые будут соответствовать развитию ребёнка и помогут малышу развиваться.

     Было доказано, что уже в первые месяцы жизни ребёнок может реагировать на музыку тогда, когда слышит звуки. Он начинает проявлять свою эмоциональность, улыбается и внимательно слушает самые простые песни. Чаще всего, когда малыш слышит мелодичные звуки, то начинает подстраиваться под мелодию и начинает издавать звуки, похожие на гуление. Очень полезно включать приятные мелодии когда ребёнок ещё находится в утробе матери. Да, и не удивляйтесь - дети слушают и даже запоминают подсознательно эти ритмы.

    Для занятий с самыми маленькими детками, можно скачать песни из мультиков и включать на компьютере, например. С помощью музыки у ребёнка можно развивать фантазию, речь, память. Учите простые песенки и вы поймаете двух зайцев - будете развивать память и одновременно музыкальные и вокальные способности.

     Музыкальные занятия буду доставлять удовольствие и положительные эмоции не только ребёнку, но и родителям. Пойте чаще с ребёнком даже если ваши вокальные данные не на высоте. Научите малыша справляться с комплексами при помощи пения. Многие тренинги по раскрепощению как раз содержат занятия по пению или караоке.

    Сейчас появляются всё новые курсы занятий музыкой. Один курс, например, поможет привить вашему ребёнку любовь к музыке и навыки игры на музыкальных инструментах, поможет развить творческую сторону ребёнка, активизирует самостоятельность и поможет развить свободу мышления. А другой курс музыкальных занятий дома для маленьких детей поможет снять стресс и напряжение, познакомит со звуками природы или произведениями классиков. Какой именно курс вырать, решать вам, но стоит учитывать возраст малыша и его интересы. Занятия музыкой в детском саду помогут вашему малышу подготовиться к "серьёзной музыке". Хоть такие занятия в саду и носят общий характер. Это массовые занятия, а для профессионального будущего с ребёнком должны заниматься индивидуально.

    А какой возраст является оптимальным, чтобы занятия музыкой стали для ребёнка уже не просто игрой, а, возможно, профессией в будущем?

    Когда отдать малыша в профессиональные руки? Чаще всего музыкальные школы начинают принимать детей не ранее шести лет, в частные педагоги могут взяться заниматься с ребёнком, которому исполнилось пять лет. Но это считается доловьно ранний возраст для профессиональных занятий музыкой. И редко когда педагоги начинают заниматься с совсем маленькими детками по специальным программам раннего развития. В принципе с малышом уже можно начинать занятия, когда но пошёл в детский сад и немного там адаптировался. Но всё ещё зависит от характера ребёнка, его темперамента, от интереса к музыкальном развитию.

    Специалисты уверены, что дети, которые начали осваивать музыку в 3-4 года, имеют большое преимущество перед теми детьми, кого родители отдали заниматься музыкой в 6-7 лет, если другие условия были идентичными. Они считают, что это происходит на подсознательном уровне и дети в 3 года воспринимают музыку как родной язык. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребёнок связал свою карьеру с музыкой, при условии, что ему это будет нравиться, то предпочтительнее для начала занятий является возраст три-четыре года.

 

 

Советы музыкального руководителя для родителей

   «Создание музыкальной среды дома»

 

Создайте фонотеку из записей классической музыки, детских песенок, песен из мультипликационных фильмов, плясовых, маршевых мелодий и др.

Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий.

Такой аккомпанемент украсит и собственное исполнение песен, кроме того, можно сопровождать его фланелеграфным театром.

Чтение стихов, сказочных историй также может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах.

Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов.

Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и грациозность движений.

Инсценирование - еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые картины, что, безусловно, развивает фантазию малыша.

Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации - передающие то или иное состояние или заданный текст - вызывают у детей большой интерес и активно развивают их творческое начало.

Совместные походы на детские спектакли, концерты обогатят впечатления ребенка, позволят расширить спектр домашнего музицирования.

Бывая на природе, прислушайтесь вместе с ребенком к песенке ручейка, шуму листвы, пению птиц. Вокруг нас - звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша.

 

 

 

 

Рекомендации родителям от музыкального руководителя.

 

О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей.

Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.

Тем не менее,  не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!

Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности.  Почему?

Потому что большая часть из них либо сами не посещали уроков музыки в детстве, либо у них остались неприятные воспоминания о самом процессе обучения – их вынуждали это делать в угоду их же родителям.

В наш век информации, родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении.

Но самое интересное, взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему прекратились музыкальные занятия?» звучит практически стандартный ответ: «Ребенок сам не захотел, у него появились другие увлечения».

Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых учителей музыки) выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть, потому что они сами его усложняют!

Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей, в корне тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей.

Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети? Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.

В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.

Для развития интереса к музыке  необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок  послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах. 

Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.

Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.

Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П.И.Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты».

Советуем приобрести для детей «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.

Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с музыкой. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.

Родителям рекомендуем читать детскую литературу о музыке: «Myзыка-детям» со ст.Михеева, «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» Шацкой.

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"