Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современного общества. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшееся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры, гуманного отношения к окружающему миру природы.
Формирование бережного отношения к природе у детей необходимо начинать с раннего детства.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, которые включают бережное отношение окружающему. Детский сад является первым звеном системы экологического образования и воспитания, поэтому педагогам ДОУ и родителям необходимо формировать у дошкольников основы культуры рационального природопользования, бережного отношения к природе.
Цель проекта – обогащение экологических знаний у воспитанников ДОУ.
Задачи:
- Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических чувств, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.
- Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
- Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
- Воспитывать бережное отношение к миру природы, чувство ответственности за все живое на Земле.
Участники: педагоги, дети, родители.
Возраст детей: 2-7 лет
Тип проекта: практика – ориентированный, среднесрочный.
Сроки реализации: 15.03.2021 по 22.03.2021г.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап: 15.03.2021 по 18.03.2021г.
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
- Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи и т.п.).
- Подбор художественных произведений для чтения детям.
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, плакаты, словесные, настольные игры и пр.)
- Составление перспективного плана мероприятий в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Основной этап: 18.03.2021 по 22.03.2021г.
Работа с детьми:
- Проведение образовательной деятельности по темам «Наша планета», история праздника «День Земли», «Глобус – модель Земли», «1 Апреля – Международный день птиц»
- Составление рассказов по картине «Труд людей весной», «Весна в лесу» и т. д.
- Беседа «Как мы можем помочь нашей планете?» «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей», «Животные и птицы – это наши друзья»
- Опыты
- Дидактические, словесные игры экологической направленности
- Ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Что бы ты сделал, если бы увидел, как кто-то ломает ветки деревьев? Топчет цветы?»
- Ситуация общения с детьми старших и подготовительных групп на тему «Чем ты можешь помочь планете Земля?». Ситуация общения с детьми младших и средних групп на тему « Я люблю растения и животных».
- Чтение художественной литературы
- Выставка книг «Четыре стихии» (вода, огонь, земля, воздух) - для детей старшего дошкольного возраста; «Наши друзья» - для детей младшего возраста).
- Знакомство с пословицами и загадками о Земле
- Продуктивная деятельность: выставка рисунков «Мы дети планеты Земля»; лепка, аппликация; конструирование из природного материала, художественное конструирование («Человек в лесу», «Птички» - составление силуэта из геометрических фигур; оригами и пр.)
- Слушание музыкальных произведений (например, «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Мотылек», муз. С. Майкапара; «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова)
- Просмотр научных фильмов, мультфильмов по теме
- Целевые прогулки: «Птицы на нашем участке», «Природа просыпается»
- Организация трудовой деятельности по уборке участка
- Оформление «огорода на окне» в группе, уход и наблюдение за ростом, заполнение дневника наблюдений
- Пересадка комнатного растения и беседа о том, что необходимо для роста и жизни растений
- Акция «Вторая жизнь старых вещей» (совместно с родителями)
- Изготовление поделок из бросового материала (совместно с родителями)
Взаимодействие с родителями:
- Сбор фотографий, открыток и др. материала по теме
- Выставка рисунков «Планета Земля глазами детей»
- Выставка поделок из бросового материала «Фантазия»
- Акция «Вторая жизнь старых вещей»
- Выпуск листовок и плакатов «Сбережем нашу планету»
- Памятки в родительском уголке «Экологический образ жизни»; «Как вести себя на природе»
- Оформление стенда в группе «День Земли»
- Заключительный этап: 22.03.2021г.
- Организация выставки поделок из бросового материала «Фантазия», «Вторая жизнь старых вещей».
- Выставка совместных с родителями рисунков: «Планета Земля глазами детей»
- Организация уборки территории детского сада силами сотрудников.
- Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехи и неудачи).
- Отчёт о выполнении проекта в каждой возрастной группе.
Ожидаемый результат:
- у детей сформировано представление о празднике «Международный день Земли», обогащены знания о планете Земля, сформировано первоначальное представление о неразрывной связи человека с природой, сформированы нормы поведения в природе, чувство бережного отношения к живой и неживой природе;
- у взрослых повышен уровень экологической культуры, экологического сознания, культуры рационального природопользования, бережного отношения к природе.